«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя
в организации и проведении музыкальных занятий»
Музыкальным воспитанием в дошкольном учреждении занимаются как музыкальные руководители, так и воспитатели возрастных групп. Эти требования вполне оправданы, учитывая, что воспитатель детского сада, получивший среднее специальное или высшее образование, имеет соответствующую музыкальную подготовку: умеет провести беседу о музыке, владеет методикой разучивания детских песен, умеет организовывать различные виды музыкальной деятельности детей. Все эти умения входят в перечень квалификационных требований к воспитателю.
Таким образом, воспитатель, даже не имеющий специального музыкального образования, включается в работу по музыкально – эстетическому воспитанию детей.
Многие виды деятельности по музыкальному воспитанию детей воспитатель осуществляет под руководством музыкального руководителя или при его непосредственном участии.
Вполне очевидно, что успех в музыкально – эстетическом воспитании обеспечивается тесным взаимодействием музыкального руководителя и воспитателя.
Это конкретная взаимосвязь состоит в понимании целей и задач музыкального воспитания дошкольников и путей их осуществления. Согласованность в деятельности музыкального руководителя и воспитателя обеспечивает последовательность педагогического процесса, помогает развитию детской активности.
На музыкальных занятиях воспитатель призван быть активным помощником музыкального руководителя.
Степень участия воспитателя зависит от вида музыкальной деятельности и от возраста детей.
Наиболее активно воспитатели помогают музыкальному руководителю в тех видах деятельности, которые связаны с движением. Чаще всего эта помощь требуется при проведении музыкальных занятий в 1 и 2 младших группах и в средней группе . В ходе занятий воспитатель показывает детям музыкально – ритмические упражнения, упражнения в элементах танца, пляски, образные движения, приемы игры на детских музыкальных инструментах, помогает отрабатывать отдельные элементы, применяя разнообразные методы и приемы.
В младших группах воспитатель активно участвует во всех видах движений и только иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно без показа взрослого.
В средней и особенно в старшей группах, роль воспитателя иная: он действует по необходимости, показывая какое – либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре.
Для проведения такой части музыкального занятия, как пение воспитатель должен знать особенности песенного репертуара данной возрастной группы, а также возрастные особенности при обучении детей пению. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен, и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с сопровождением или без него.
Во время слушания музыки воспитатель наблюдает за внешними проявлениями детей (их реакцией), продолжительностью их внимания, учитывает высказывания детей о музыке.
Итак, мы видим, что работа педагогов (музыканта и воспитателя) в проведении и организации музыкального занятия сложна, разнообразна и проводится в полном обоюдном понимании и контакте, учитывается в планировании как музыкального руководителя, так и воспитателя.
В нашем дошкольном учреждении на основании заявленных запросов воспитателей музыкальный руководитель проводит различные консультации, беседы, практические занятия.
В процессе индивидуальной работы с воспитателями музыкальный руководитель знакомит их с планом работы, обсуждает проведенное занятие (учитывая успехи, затруднения ребят, которым нужна помощь), разучивает детские произведения, обращая внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок.
Совместно составляются конспекты комплексных, тематических, интегрированных и др. занятий, а также развлечений и праздников. В практической части совершенствуются навыки в области пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах, обучении нотной грамоте , разучиваются произведения для индивидуального и коллективного исполнения на занятиях, развлечениях и праздниках.
Воспитатель помогает музыкальному руководителю в изучении музыкальных способностей детей, что позволяет ему лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребенка и использовать эти знания при проведении и организации музыкальных занятий.
Сегодня вашему вниманию, мы предлагаем просмотры музыкальных занятий, в которых прослеживается взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя, а также роль последнего на музыкальном занятии.
Музыкальное занятие во второй младшей группе построено на использовании широко известных любому педагогу и доступных детям данного возраста классических детских песнях, играх и музыкальных произведениях .